• Танкостроитель из Борисовки

    2017.03.22 2294 0
    Вот уже два года, как в окрестностях Борисовки нет-нет да появится гусеничная машина непривычного в наших краях вида. К тому, что по району шныряют разнообразные явно «самопальные» тракторята с тракторишками на колесном ходу, народ как-то уже попривык – с десяток точно бегает.

    Два танкиста, два веселых друга:  Андрей Букреев(слева) и Сергей Шеломенцев    Но чтобы на гусеницах! Такое, пожалуй, впервые. В Борисовке гусеничный вездеход-амфибию иначе как «танк» и не называют. Что ж, все бы танки в мире перековать по образцу борисовского на радость любителям мирной самоходной техники – такая благодать бы наступила…

        Танкизм крепчает
        Но вернемся к уральско-борисовскому «танку». Главный танкист (он же главный танкостроитель) Андрей Букреев: «Два с половиной года назад сделал погрузчик. Взял его совсем «убитым» и реанимировал. Сразу образовалась пустота во времени и пространстве – захотелось заняться чем-то еще. Засел в Интернет, начал  искать варианты. В конце концов остановился на  гусеничном вездеходе».
        Проектное задание в голове будущего танкиста сформулировалось сразу: требуется сотворить снего-грязе-болотоход. И непременно плавающий.
        Конструирование и сборка узлов производились одновременно: «Когда начал делать, сразу же пошли изменения в конструкции по сравнению с интернетовским образцом. Да один бы я ничего не сделал. Здорово помогли друзья-односельчане, неравнодушные к технике Сергей Шеломенцев и Сергей Терехин, Константин Макарюк. Ни у кого подходящего гаража не оказалось. Делали «танк» в боксе Анатолия Меркулова. Случалось, что его авто на улице жило, потому что гараж нами был занят».
        Самым сложным оказалось сделать гусеницы. Взяли списанные транспортерные ленты и вручную ножами резали их на пластины-траки. Затем эти резиновые траки опять вручную соединяли узкими металлическими пластинами.
       «Три месяца гусеницы собирали! Очень кропотливая работа. Подспудно даже сомнения появились, что доделаем. Все же доделали. Если гусеницы есть, значит, машина фактически уже тоже есть. Добиться, чтобы она поехала, как говорится, дело техники. Всё остальное поставили буквально за две недели, и на Рождество 2012-го наш «танк» впервые сам выехал из гаража. Пять метров проехали и встали – поломка», – вспоминает Андрей Станиславович.
    Один из первых вариантов. Февраль 2013 года    Но эти пять метров оказались решающими: последние сомнения ушли, работа получила новый импульс. Как говорит танкист Букреев, когда увидели – едет, глаза у всех загорелись!
        Надо отметить, борисовским танкистам помогали абсолютно посторонние люди, даже не живущие в Пластовском районе. Особенную благодарность Андрей испытывает к владельцу фирмы «Авторазборка. Мерседес-Бенц», что на челябинском Меридиане рядышком с одноименным автосалоном. Заехал случайно в поиске нужной детали. Когда хозяин узнал – для чего, отдал просто так. и еще не раз выручал, не взяв ни рубля. «Я просто в шоке был», – признается танкостроитель Букреев. Много помогал пластовский предприниматель Николай Гурский.
        Андрей подчеркивает, делал свой «танк» не для работы, для души. Душа русская – широкая с размахом. И борисовский «танк», в этом смысле – истинно русская душевная машина: на нем можно просто ехать и даже не смотреть, есть дорога, нет дороги. «На горку въехал, посмотрел – мне туда надо или сюда. И спокойно поехал, и спокойно  приехал. Вот такая цель была», – поясняет А. С. Букреев.
        Поверил в душевность сразу, когда прокатился и увидел, на что «танк» способен. По метровой высоты сугробам катится играючи. Подъемы и спуски крутизной 45 градусов преодолевает без  натуги, только гусеницы лязгают.
        Поплавать не получилось – зима. Но и по воде «танк» идет уверенно, имея в своем чреве трех-четырех человек: корпус сварен герметично из стальных листов, движение обеспечивается перематыванием гусениц.

        Некуда ехать
    Трехметровая высота взята!    Первое плавание случилось весной 12 года. «Было страшновато, – вспоминают танкисты, – для обеспечения безопасности пригнали к реке трактор. Прикрепили трос к «танку» и осторожненько въехали в воду. Вдруг «танк» закачался, и мы поняли, что машина на плаву. Но движения не получилось, так как на корпусе не было крыльев, гусеницы просто крутились в воде, не создавая тяги».
        Тросом «танк» вытянули на сушу. Крылья вскоре приварили, так у «танка» появился второй титул «амфибия».
        Характеристики:
        - двигатель карбюраторный «Нива»
        -управление рулевое (от рычагов отказались, они для гусениц удобнее, но делают машину шире)
        -ширина внутри лодки-корпуса 80 см, ширина каждой гусеницы 47 см (чтобы «танк»  мог заехать в кузов «ГАЗели»)
        -длина 3 м 40 см
        -скорость до 60 км/час
        -высота от днища до грунта (клиренс) 50 см
        -вес около 1200 кг
        -полезная нагрузка до 500 кг.
        «Танк» строители из Борисовки совершенствуют постоянно. Недавно покрасили, сделали тентовый верх, планируют заменить его на пластиковый. Двигатель стоит в корме машины, его требуется закрыть капотом – и шума станет меньше, и место для багажа появится.
        Машину продолжают испытывать на пределе технических возможностей, чтобы добиться безотказной работы узлов и агрегатов. Однако появилась новая забота: «Ехать некуда! – вздыхает Букреев. – Все окрестные болота объездили, во всех водоемах поплавали». Остается  необъезженной остальная территория Урала, не зря же размеры под «газельный» кузов подогнали…

    Наши сани едут сами!    «Собаки» на снегу
        Нынче зимой стараниями Андрея Букреева с единомышленниками техническая вооруженность Борисовки укрепилась еще двумя единицами.
        За зиму собрали три «мотособаки». Снегоходы – штука дорогая. Но голь в мировом масштабе на выдумки хитра. И придумала «голь» вот таких «собак»: двигатель внутреннего сгорания – как правило четырехтактный – ставят на гусеничную ленту, присобачивают к этому агрегату рогульки управления типа мопедно-мотоциклетных, прицепляют на шарнирную сцепку санки с сиденьями или без (можно несколько саней друг за дружкой) и едут куда глаза глядят. Вот и решили борисовские танкостроители по совместительству производство «собак» освоить.
        Прокатили меня. Дух перехватывает: километров сорок букреевско-борисовские «собаки» дают спокойно, таща за собой пару саней с четырьмя-пятью взрослыми седоками или с кучей ребятни. Да еще пара пацанов свободно умещается впереди на капоте двигателя большой «собаки» (на снимке). На Масленицу все желающие могли в Борисовке покататься на «собачках» досыта.
       Сейчас в хозяйстве А. С. Букреева их осталось две: большая и маленькая. Маленькую в разобранном виде можно спокойно упаковать в легковушку и увезти в любом направлении. Обучение езде на «собаках» занимает буквально минуты, хотя определенный навык нужен. С непривычки при повороте можно кувыркнуться. Но «собаки» – транспорт умный, рассчитанный на непредвиденные обстоятельства: при падении набок двигатель просто глохнет. «Собаку» надо снова вернуть в естественное положение – на гусеницу, завести и ехать дальше.
        Борисовские «собаки» в феврале совершили экспериментальный вояж в Светлый и обратно. На дорогу израсходовали по два бака горючего. Маленькая «собака» употребила шесть литров бензина, большая – двенадцать.

        Владимир ФРАНЦЕВ.
        Фото автора.

    Рубрики:

    Номер:

  • распечатать
  • отправить другу
  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

Архив

  • Итоги